Единственный способ определить границы возможного - выйти за эти границы.
Артур Кларк
—айт дл¤ девушек  бесплатные онлайн тесты  онлайн тесты бесплатно 

< < Назад Вперед > >

13. КЛАССЫ ВЛЕЧЕНИЙ

Как считает Сонди, анализ формулы склонностей более удобен для определения ситуативно обусловленных или болезненных тенденций. Для изучения характерологических свойств Сонди предлагает определить тот класс склонностей, к которому принадлежит данный индивид. Действительно, определение устойчивости тех или иных свойств, дающих нам основание судить о них как о типичных свойствах характера человека, требует уверенности в том, что полученные данные не обусловлены сиюминутной реакцией, не спровоцированы ситуацией. Это основная проблема любого психодиагностического исследования, поэтому повторное многократное тестирование всегда дает большую уверенность в надежности полученных результатов. В этом плане и тест Сонди - не исключение. Однако практика привнесла свое видение проблемы и критическое отношение к выделенным Сонди классам. Рассмотрим точку зрения Сонди. При определении класса влечений он призывает принимать во внимание те разности внутри-векторного напряжения, которые можно установить между двумя факторами внутри единого вектора. По каждому вектору могут просчитываться два варианта РВН. Всего может быть выявлено восемь вариантов РВН: S h, S s, Р е, Р hy, Sch k, Sch p, С d, С т. Эти восемь вариантов РВН, то есть все возможные разницы внутривекторной напряженности, показывают тот класс влечений, к которому в момент исследования может быть отнесен обследуемый индивид. При этом рассматриваются четыре основных варианта внутривекторных разниц напряжения. Одна из них - самая большая, и другая - самая маленькая, отделяются от других и сравниваются между собой. Индивид относится к тому классу влечений, который выявляется как наиболее динамичный. Критической, скрытой и неудовлетворенной является именно та потребность, которая составляет специфическую основу характера и соответствует болезненной склонности. Если в векторе ведущего влечения, отраженного парой внутривекторных факторов, одна из потребностей удовлетворяется, а вторая - нет, то этот вектор выявляет насущную проблему данного индивида. Именно эта склонность становится опасной, разрушительной для личностной гармонии. Поэтому вектор, показывающий самую высокую РВН, выявляет наиболее опасное влечение. На основании самых высоких РВН различаются восемь классов влечений. Классы влечений строятся на основании выявленных критических влечений, обнаруживающих самую высокую разницу внутривекторного напряжения между входящими в нее факторами.

Для определения класса влечений следует учесть следующие моменты:

1. Тот вектор, который показывает самую большую РВН, а следовательно, и самую большую латентность, указывает на источник опасности, угрозу стабильности.

2. Вектор, обнаруживающий самую малую РВН и самую низкую степень латентности, должен ориентировать на привычные механизмы защиты и ухода от фрустрации.

3. Векторы влечений, обнаруживающие среднюю степень латентности, могут играть прогрессивную или регрессивную роль в зависимости оттого, как велика разница напряжения по сравнению с самой высокой и самой

низкой степенью латентности всего ряда.

Латентность может быть следствием: во-первых, чрезмерно большой величины потребности, причем потребность остается неудовлетворенной и тогда, когда "Я" осознается как удовлетворенное. Это тот случай, когда серия исследований постоянно или почти постоянно дает положительные реакции. Неудовлетворенное состояние какой-либо потребности может наступить и вследствие ее вытеснения. Если вытеснение происходит под давлением внешних сил, то мы говорим о приспособлении индивида к среде, если же под влиянием собственного "Я" или сверх-"Я", то речь идет о защите. И то и другое обнаруживается через отрицательные реакции.

Не только постоянно отрицательные, но и постоянно положительные реакции могут манифестировать угрозу для индивида, особенно когда парное влечение в рамках определенного вектора удовлетворено и, следовательно, разница напряжения достигла максимальной величины. На основании этого подхода каждый из восьми классов влечений можно разделить на два подкласса, из которых один подкласс является показателем латентности положительной реакции, а другой - показателем отрицательной. Причем эти данные мы можем получить только как результат многократных исследований или по крайней мере двух-трех выборов, проведенных в течение одного, но лучше - нескольких дней. Особенно информативно исследование, которое проводится при разных состояниях обследуемого лица: в норме - в состоянии спокойствия и при эмоциональной напряженности, в периоды переживания позитивных и негативных событий его жизни, а у больных - в состоянии обострения болезненных проявлений и в период хорошего самочувствия.

Ориентация на напряженность, отражающуюся в выделении того вектора влечений, внутри которого выявлена противоположная направленность входящих в него факторов, привела к более углубленному толкованию профиля выборов на базе сочетания (равнозначности) тех векторов влечений, которые оказались напряженными. Таким образом, были выявлены целостные типы личности (у Сонди - классы) с интегративной оценкой ведущих личностных особенностей, структуры акцентированных влечений или с патологией влечений в рамках клинического синдрома. При этом выделены инэквальные (неравные), биэквальные, триэквальные и квадрэквальные классы. Это оказалось необходимым в связи с тем, что в практике часто встречаются случаи, когда разницы напряжений, соответственно - латентности - у двух, трех или всех четырех векторов равны или почти равны. Каждый из этих дважды, трижды или четырежды равных (эквальных) вариантов как по своей внутренней структуре, так и по внешним проявлениям составляют одну гомогенную группу индивидуальностей. Для быстрой диагностики оказалось выгодным наряду с уже упомянутыми инэквальными классами установить би-, три- и квадриэквальные классы влечений. Аналогично процедуре выделения классов влечений каждый из трех эквальных классов был поделен на подклассы. Биэквальный класс подразделен на подклассы по его двум векторам, степени латентности которых оказались равными, например, S h+ С т+ или S s- С т+ и т. д.

Варианты с триэквальными классами влечений анализируются на основании оставшегося (неэквального) четвертого класса, у которого разница напряжений не равна степени латентности этих трех равных классов. Например, если испытуемый дал последовательность разниц внутривекторного напряжения:

S h-P hy-Sch k-С d+
10221

то ключ к анализу данного случая следует искать в показателе подкласса Ss. Так как каждая РВН из 16 возможных вариантов в определенных случаях будет выделяться как неравная разница напряжения, то в триэквальных классах влечений следует различать 16 подклассов, а именно:

S h+, S h-, S s+, S s-, P e+, P e-, P hy+, P hy-, Sch k+, Sch k-, Sch p+, Sch p-, С d+, С d-, С т+, Cm -.

Случаи с квадрэквальными классами влечений анализируются по самой высокой степени латентности равных РВЫ.

Например, в случае :

С т+S s-:P hy-:Sch
2110

вариант рассматривается как квадриэквальный, но анализ базируется на высоком показателе латентного вектора С m+. В квадриэквальном классе влечений, как и в триэквальном, различаются 16 подклассов. Анализ крайне редких случаев, когда все четыре РВН совершенно равны (2 2 2 2 или 1 1 1 1 или 0 0 0 0 или 5 5 5 5), проводится во всех четырех векторах отдельно, затем данные сопоставляются друг с другом. Таким образом, в каждом из классов выделено 16 подклассов инэквальных, триэквальных и квадриэквальных основных классов7, которые анализируются на основании самой высокой степени латентности. Однако многолетний опыт изучения и практического применения методики, а также высказывания наших респондентов-психологов позволяют сделать следующий вывод: применение теста Сонди как единственного метода исследования личности, видимо, должно учитывать рекомендуемый Сонди способ выявления латентной напряженности и выделения классов влечений. Применение же батареи тестов, то есть использование разных психодиагностических методик в комплексе, делает бессмысленным такое усложнение процедуры обследования и анализа данных. Латентная напряженность - это всего лишь напряженность вектора влечения в силу разнонаправленности входящих в него факторов с перевесом в сторону одного из них. То есть, если внутри какого-либо вектора один из факторов избыточен и противопоставляется более слабому, другим знаком обозначенному, фактору, это является признаком ярко выраженной, плохо контролируемой черты характера, сильной, ненасыщенной потребности, определяющей мотивацию, эмоциональный настрой и стиль поведения данного индивида. Повторное исследование всегда более эффективно и повышает надежность полученных данных, но и при однократном исследовании на основании данных теста Сонди мы можем отнести конкретного человека к тому или иному типу личности и описать его характерологические черты без многочисленных повторных исследований и выделения класса влечений, если находим подтверждение своей версии в результатах других тестов.



< < Назад Вперед > >


Дизайн сайта:dim3d@mail.ru
Copyright © 2020 MirTestoff.ru
  Карта сайта
Яндекс.Метрика